Статьи и лекции. _Йога и цигун_

Статьи и лекции. Йога и цигун

Джуна Акхара

djuna

Наш Гуру джи является Махамандалешваром древнего монашеского ордена Джуна Акхара. Джуна – одна из традиционных индийских акхар (монашеских орденов).

На данный момент Джуна – самая многочисленная (более 200 000 членов) из влиятельных акхар в Индии. Это одна из семи ветвей Саньясы, которые были созданы великим святым Ади Шанкарачарьей в Индии более 2000 лет. В ордене состоят много десятков тысяч Бабов (отшельников, святых людей) которые соблюдают традиции передачи чистого знания. Также в ордене есть несколько тысяч тапасвами (отшельников, совершающих аскезы), которые совершают свои аскезы в Гималаях, на леднике Гонготри, у истоков Ганги. Хотя больше всего, Джуна Акхара распространена у подножья Гималаев, храмы и ашрамы этого ордена расположены по всей Индии, особенно много их в традиционных местах паломничества.

Ниже приводим отрывки из интервью с Рампури Бабой в журнале «Wild Yogi». Рампури Баба — европеец, уже более 30-ти лет живущий жизнью саньяси (монаха).

«Вообще, идее «Индуизма» или «Буддизма» – не более 100 лет отроду. Идея о существовании некоей религии «Индуизм» создана западными умами из желания описать мир согласно своей системе ценностей. Невозможно оценить древний мир с точки зрения современного. Если вы заглянете на пару сотен лет назад, эти границы между буддизмом и индуизмом исчезают. Остается понятие Дхарма, духовное учение. Если вы посмотрите на Тибет с его тантрическими ламами, йогами, то они гораздо ближе к индийским нага баба, чем, например, к монахам Шри Ланки или Таиланда».

Вопрос: У тибетцев есть йоги – нагпа, которые носят серьги, длинные волосы, также поклоняются Махакале. В Непале я видел тибетского баба, с дредами, который жил в ашраме Горакхнатха, и на вопрос ответил, что «разницы нет – это Гуру Ринпоче».
Рампури Баба: Я скажу тебе, почему. В ордене Джуна Акхара есть 52 линии. 16 линий Пури, 14 Гири, еще 13 Гири, это сорок три линии, 4 Бхарати, 4 Сарасвати, это пятьдесят одна, а пятьдесят вторая линия называется Лама. Существовал учитель по имени Камал баба, который жил на территории современного Пакистана, в районе Пешавара, рядом с афганской границей. Эту местность еще называли Уддияна. Камал баба посетил Тибет и у него там были ученики. Там его называли Гуру Ринпоче или Падмасамбхава, а его линию — Лама. И внутри нашей Акхары признают тибетских лам из линии Падмасамбхавы, Гуру Ринпоче. Может многие тибетцы об этом не знают, потому что в Тибете Падмасамбхава просто проявился, но для нас он был одним из баба, который ушел в Тибет. Он даже изображается с тришулом (трезубец) как садху. Много лет назад я посещал Ладакх вместе со своим близким другом Бир Гири баба, с которым вместе я руководил ашрамом в Харидваре, это был большой человек с большой джатой (дредлоками). Везде, где мы появлялись, местные звали его «Гуру-лама». Так что многие академические книги, тщательно проводящие разделение, написаны мыслителями, не имеющими контакта с живым положением вещей.

Вопрос: В чем разница между разными орденами Дашанами-саньяса — Пури, Гири, Сарасвати? Может быть разница в практике, философии или главном Божестве?
Рампури Баба: Есть два основных направления саньясы. Согласно моему опыту, Гуру Даттатрейя — гуру йоги и тантры, учитель нага баба, обнаженных аскетов с длинной джата (дредлокс), он сам был первым нага баба, и его традиция была всегда более шаманской, более связанной с Матерью Землей. Затем появился Ади Шанкарачарья, академики говорят одни даты, традиция саду относит его к 5 веку до нашей эры. Никто точно не скажет, какая дата корректна, да это и не важно. Важно, что он был из сильной браминской традиции Намбудри, с раннего возраста прекрасно знал санскрит, Веды, и был человеком высокой культуры, принявшим отречение от мира. Произошли дополнения, помимо традиции Даттатрейи. Ади Шанкара привнес более философскую санскритскую культуру и выступил как организатор движения Баба, придав ему структуру и основав четыре главных монастыря (Матха) для всех баба Индии — Шрингери на юге, в Рамешвараме, мыс Каньякумари, Джоши на севере, в Бадринатхе, Дварка на западе, штат Гуджарат, и Пури Матх на востоке, в Джагант Пури, штат Орисса. Он направил четырех своих основных учеников руководить этими Матхами. C другой стороны, оставалось множество саду, связанных с традицией Даттатрейи, которые больше практиковали то, что мы называем йога и тантра — разные методы мистического контакта с Матерью Землей, более шаманические. Чтобы эти энергии были под контролем, организовались Акхары — ордена. Древнее название Джуна Акхары было Датта Акхара. Потом возникли и другие Акхары. Разница между ними была в том, что каждая Акхара, состоящая из разных линий передачи, имела свое «главное» Божество. В Джуна Акхаре это Даттатрейя. У каждого ученика в Джуна Акхаре должно быть пять Гуру, но помимо этого мистический, главный Гуру — это Он. А например Агни Акхара поклоняется Сурье, Богу Солнца. Устная традиция не эклектична, она не берет информацию из каких-попало источников. Источники информации — только Гуру и члены линии.

Вопрос: А как получается, что саду Джуна Акхары считаются шиваитами, носят рудракшу, но их Божество, Даттатрейя, считается аватаром Вишну?
Рампури Баба: Хороший вопрос. Нас называют шиваитами, но приветствуем мы друг-друга мантрой «Ом Намо Нараяна», а кто такой Нараян? Это Вишну. А наш главный Гуру — Даттатрейя. Посмотрите на разных баба — один руководит храмом Ханумана, у другого храм Кришны, у третьего — Дурги, он практикует шактистские ритуалы. Вы спросите, а где же здесь Шива? Потому что мы на западе привыкли все раскладывать по категориям, мы часто рассматриваем такие явления с точки зрения христианства, но это не христианство. Западный человек может подумать, что если он вайшнав, поклоняется Раме или Кришне, то надо и других агитировать: «зачем ты поклоняешься Шиве? Мое поклонение более высшее, пойдем со мной, ты станешь более счастливым». Но в Индии это не работает. Это миссионерство, свойственное христианству или исламу. Это политика, не имеющая общего с духовным путем. В Индии ты шиваит или вайшнав, потому что таким был твой отец и дед. Ты не рыскаешь по Интернету в поисках своего направления как покупаетель в онлайн-магазине. Ты используешь то, что прямо перед тобой, и при любом раскладе это оказывается древний путь. Так велика ли разница, шайва ты или шакта?

Вопрос: Но если вы принимаете Гуру, вы начинаете носить какие-то атрибуты, которые носит он, включаться в определенные ритуалы и поклонение, которое выполняет он. Вы носите четки из рудракши, а не из тулси, вы ставите на лоб определенный тилак (символ духовной школы), как у вашего Гуру.
Рампури Баба: Правильно, вы наблюдаете за отцом, или Гуру, с детства или момента инициации, и повторяете. Какие священные писания имеет и читает ваш Гуру, такие изучаете и вы. Все наши линии описываются как шиваитские, но мы не приветствуем друг друга мантрой Шивы, и не носим традиционный шиваитский тилак — три горизонтальные полосы, хотя конечно поклоняемся в шиваитских храмах и носим рудракш-малу. Это смущает умы опирающихся на книжное знание.

Вопрос: Получается что и разделение на вайшнавов и шиваитов придумали академики?
Рампури Баба: Отчасти да, отчасти нет. Исторически в Индии сложилось, что преданные Вишну больше жили в городах, в основном представляли собой средний класс. Часто это было торговое сословие. Шиваиты были более ориентированы на Веды, если это были брамины, ил и на магические традиции, если не брамины. Но многие священные тексты и мудрецы говорили, как может человеческое существо определить, кто более велик — Шива или Вишну. Это было бы непростительной наглостью со стороны маленького человеческого ума утверждать, что кто-то из Богов «главнее». Не надо утверждать свои собственные идеи как священное знание. Большиство нага-баба, которых я знаю, никогда не строят иерархию Богов, не утверждают, что какой-то Бог более велик, а какой-то один путь «единственный для освобождения в наше время». Сам Ади Шанкара, намбудири брамин, высокой касты, шел как-то по узкой улочке Бенареса и повстречал человека очень низкой касты, и сказал ему «посторонись», ведь когда идет брамин, низкие касты не должны мешать. И тогда человек сказал: «Кто должен посторониться, это тело, или бессмертная душа? Что такое для Атмана высокая или низкая каста?» Когда Шанкарачарья услышал такие слова из уст грязного бродяги, он подумал — возможно это реализованное существо, коснулся его стоп и в тот же миг осознал, что это был сам Господь Шива. Так что сектантские разделения бесполезны.
Я посещал с нага-баба любые храмы.