Вопросы и _ответы_

Вопросы и ответы

   Цигун

Необходимо сказать, что термин «цигун» молодой, и он массово стал употребляться в коммунистическом Китае. Так же, цигун – это собирательное понятие. Поскольку в прошлом среди Мастеров были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, боевого – то и названия, которые они использовали, были различными: чин-гун, туна, даоинь, яншеншу, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и другие. На мой взгляд, более точное название такой практики передает термин “Ян Шен Шу” – Искусство Взращивания Жизни.

При первом приближении цигун можно считать системой упражнений, но он отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Считать, что это всего лишь какой-то вид плавных физических упражнений для поддержания здоровья и лечения болезней, – такое понимание крайне ограничено. Плавные физические упражнения составляют лишь незначительную часть цигун. Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении. Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других.

Одной из основных целей занятий является обретение крепкого здоровья и долголетия. Также благодаря практике цигун человеческое тело приобретает удивительные возможности, которые поражают даже самых отъявленных скептиков и служат объектом научного изучения. Но в чудесах цигун нет ничего загадочного и мистического. Цигун – это наука. И человек, желающий заниматься цигун, не должен считать себя всезнающим и непогрешимым. Необходимо настроиться на учебу. Эта наука, в широком смысле, является средством познания ци. Цигун соприкасается со всеми видами человеческой деятельности, связанными с энергией. Сюда можно отнести фэн шуй, медицину, физиогномику, климатологию и тп. В практическом применении искусство цигун направлено на сохранение и укрепление здоровья, усиление боевых качеств, тренировку умственных способностей и движение к духовному совершенству.

Частично Цигун похож на йогу – этот раздел называется «даоинь» (современное название «даосская йога»). Много техник даоинь повторяют характерные особенности движений разных животных: черепахи, журавля, обезьяны, тигра. Но в целом Цигун – это искусство владения энергетикой человека и вселенной. Это – огромный комплекс практик, который задействует в совокупности тело, дыхание и сознание. Термин «цигун» состоит из двух слов: «ци» и «гун». На Западе принято понимать под «ци» энергию. Также, этим словом изначально обозначались воздух, пар, дыхание. «Гун», означает «мастерство, достижение». Один из возможных переводов этого термина звучит как «искусство управления жизненной энергией».

«Цигун – основа мастерства в боевых искусствах», – Д.В. Дьяченко

Цигун тесно связан с китайскими боевыми искусствами. Но философия и методики тренировок присутствуют и боевых искусствах Японии, Вьетнама, Кореи, Таиланда и Индии. Даньтянь, дан-дьен, тандэн, хара, секретная чакра, свадхистана – все это одно и тоже, но на разных языках и в разных традициях. До «культурной» революции в Китае цигун преподавали исключительно избранным ученикам. Именно поэтому о нем говорили как о некоем продвинутом стиле внутреннего гун-фу, с помощью которого мастер мог поразить противника, не оставляя никаких внешних следов. Также, что мастера могут безболезненно переносить удары соперника, не получая травм, и даже отражать голыми руками вооруженное нападение. Позже, когда цигун начали обучать как оздоровительному искусству, многие стали ошибочно думать, что он не имеет ничего общего с боевыми искусствами. Мастера различных школ боевых искусств, всегда использовали цигун для усиления боевой мощи. Тот тип цигун, который известен как «боевой», иногда называют жестким цигун (ин цигун). Однако, для обозначения оздоровительного аспекта, термин «мягкий цигун» звучит весьма редко, и то, чтобы избежать неправильного толкования. Жесткий цигун иногда называется также «ушу-цигун» (цигун боевого искусства). В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих примов, ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов, нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.

«Цигун – основа мастерства в боевых искусствах», – Д.В. Дьяченко

Термин “ци” отражает представления о природных явлениях. Считается, что ци – это основная материя, из которой конструируется мир. Все космические явления происходят вследствие движения и изменений ци. Данная концепция, примененная в сфере медицины, предполагала также, что ци является основным материалом, из которого конструируется человеческое тело, а движение и изменения ци обусловливают события человеческой жизни. Например, в “Собрании сочинений Чжан Цзинюэ” (“Цзин юэ цюаньшу”) сказано: “Рождение человека полностью зависит от его ци”. В “Законах медицины” (“И мэнь фа люй”) также говорится: “Концентрация ци образует форму, рассеивание ци разрушает форму”.

Цигун служит тренировке ци человеческого организма.
Ци человеческого тела проявляется в разнообразных формах, из них самая основная – это истинное ци (чжэнь ци), называемое также изначальным ци (юань ци), правильным ци (чжэн ци), сущностным ци (цзин ци), истинно изначальным ци (чжэньюань ци).

Истинное ци представляет собой комбинацию трех элементов: сущностного ци (цзин ци), находящегося в почках (врожденная субстанция, полученная зародышем от сущностного ци родителей); ци “воды и зерна” (шуй гу чжи ци), получаемого извне и перерабатываемого селезенкой и желудком (результат переработки питательных веществ, получаемых с пищей); воздуха, вдыхаемого легкими. Это – тонкая материя, обладающая мощной движущей силой, распространяющаяся по всему телу и нет места, в котором она бы не присутствовала, до которого бы не доходила.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Инь-ян – это концепция дуализма, который люди древности видели в различных взаимосвязанных событиях и явлениях природы. Категории инь и ян относятся к числу наиболее важных универсалий общественного сознания Китая. Учение об их взаимопревращениях, которые являются движущей силой развития и лежат в основе всех проявлений первичной субстанции (чжэнь ци или юань ци), не только определило многовековое развитие китайской науки (включая медицину и боевые искусства), но и глубоко пронизало ритуал, искусство и быт китайцев.

Обычно говорят, что к ян относится все деятельное, внешнее, поднимающееся вверх, теплое и горячее, светлое, дееспособное; к инь относится все косное, внутреннее, опускающееся вниз, холодное и застывшее, темное, расслабленное.

Применительно к структурам человеческого тела теория инь-ян имеет следующее толкование: верхняя часть тела принадлежит ян, нижняя – инь; поверхность тела – ян, внутренняя часть – инь; спина – ян, живот – инь; шесть полых органов – ян, пять плотных органов – инь.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Дао, буквально — «путь». Дао — это наивысшее состояние Бытия в его трансцендентной функции, как недифференцируемая Пустота и Мать Космоса, Всепронизывающий Принцип, Божественная Пустота. Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией — значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Это словно плыть против течения. Действие Дао незаметно и вездесуще. Дао везде и во всём. Дао упорядочивает без того, чтобы господствовать. Мы везде и во всём видим действие Дао, но нигде не можем сказать, что вот это — Дао само по себе. Мир — это словно растение, которое растёт, подчиняясь внутренним законам, но эти законы незаметны. Каждому существу и каждой вещи присуще собственное Дао, собственный Путь существования. Недеяние также практикуется, поскольку Дао упорядочивает вещи самостоятельно, и не нужно вмешиваться в этот естественный порядок.

Дэ – добродетель, нравственность, сила духа, благодать, непосредственно переживаемое сущностью проявление Дао.

Цзин, ци, шэнь являются необходимым материалом для жизненных процессов в человеческом организме. В древности люди говорили: “У неба три драгоценности – солнце, луна, звезды. У человека три драгоценности – цзин, ци, шэнь”.
Цзин (эссенция, семя) есть тончайшая субстанция человеческого тела. В широком смысле – это все цзин человеческого тела, включая цзин пяти плотных органов. В узком смысле – это цзин органов размножения. Цзин также делится на два вида: предыдущего неба (пренатальное) и последующего неба (постнатальное). Пренатальное цзин – то, что зародыш получает от родителей. В разделе “Духовная точка опоры” в главе “О каналах” (“Цзин май лунь”) говорится: “Когда человек рождается, прежде уже образовалось цзин”. Цзин последующего неба преобразуется из питья и еды. В “Простых вопросах” в главе “О различении каналов” (“Цзин май бе лунь”) сказано: “Пища поступает в желудок…, цзин вливается в каналы… питье поступает в желудок, затем переливается в цзин и ци”. Это – указание на постнатальное цзин. Пренатальное и постнатальное цзин поддерживают друг друга и взаимопревращаются.

Цзин выполняет важную функцию в человеческом теле. В древности люди говорили: “Человек, имеющий ци, порождает; когда исчерпывается цзин, он умирает”.

Ци создает основной материал для процессов жизнедеятельности организма. Важность ци отмечена, например, в “Собрании сочинений Чжан Цзинюэ”, где говорится: “Все жизненные проявления человека полностью опираются на ци”.

Шэнь (дух) – это еще одна материальная субстанция жизнедеятельности, которую совместно вырабатывают цзин и ци. В “Каноне о духовной опоре” (“Лин шу цзин”) сказано: “Взаимная схватка (сцепление) двух цзин называется шэнь”. В главе “Пища простых людей” (“Пин жэнь цзюэ гу пянь”) раздела “Духовная точка опоры” (из “Канона о внутреннем”) говорится: “Источник шэнь – тонкое ци “воды и зерна””. В энциклопедии “Канон большого мира” (“Да пин цзин”) сказано: “Человек обладает ци, следовательно, обладает шэнь; если ци прерывается, то прекращается и шэнь”. Обычно люди считают, что шэнь – это категория мыслительно-познавательной деятельности. Однако в китайской медицине оно полагается одной из главных сущностей человеческого организма. Именно об этом сказано в разделе “Духовная точка опоры” в главе “Перемещение цзин и изменение ци” (“И цзин бянь ци пянь”): “Получившие шэнь благоденствуют, утратившие шэнь погибают”. Важное значение цигунорегуляции состоит в том, чтобы упражнять шэнь, проникаться шэнь, сохранять шэнь.

Так каковы же связи между цзин, ци и шэнь? В разделе “Простые вопросы” сказано: “Из среды цзин рождается ци, из среды ци рождается шэнь”. В “Каноне о категориях” утверждается: “Полнота цзин есть полнота ци, полнота ци есть полнота шэнь”. На основе этой теории мастера цигуна старых времен сформулировали следующие методики: “цзин тренировкой превращать в ци, ци тренировкой превращать в шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте (пустота в смысле ясности духа)”, а также “накапливая шэнь, порождать ци, накапливая ци, порождать цзин”. Во всех этих процессах цигун играет важную роль.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Ци и кровь являются основными материальными субстанциями жизнедеятельности человеческого тела. Их хотя и можно разделить, но нельзя противопоставить друг другу, между ними существуют тесные связи взаимополагания и взаимодействия.

Ци есть наставник крови. Кровь образуется следующим образом: накопленные ци взаимодействуют с мельчайшими материальными частицами “воды и зерна”, поступающими через селезенку и желудок, после чего направляются в легочный канал, где вступают во взаимную реакцию с легочным ци (фэй ци). Образовавшаяся кровь протекает вдоль каналов и коллатералей вместе с ци. Управление кровью в сердцем, сохранение крови в печени, соединение крови в желчном пузыре – все это является результатом направляющего воздействия ци плотных и полых органов. Кровь с самого начала и до самого конца неотделима от ци. ци может “порождать кровь”, “двигать кровь”, “контролировать кровь”, поэтому и говорят: “ци есть наставник крови”.

Кровь есть мать ци. “Ци движет кровь”. В этом высказывании поясняется, что циркуляция крови подталкивается ци, подчеркивается также функция ци в качестве наставника крови. В свою очередь, интегральная функция ци всего тела, которая способствует физиологической деятельности различных органов, также осуществляется посредством питания из крови. Поэтому и говорят: “кровь есть мать ци”.

Взаимополагание ци и крови (цисюэ) формирует главную материальную основу жизнедеятельности человеческого тела. Как сказано в “Каноне о трудностях” (“Нань цзин”) в главе “Трудность двадцать вторая”, “ци обдувает, кровь обрызгивает”. Используя друг друга, они протекают по всему телу, двигаясь без передышки, непрерывно осуществляя обмен веществ, помогая росту и развитию тела, способствуя физиологической и иной деятельности. Поэтому древние говорили: “Как только ци и кровь застаиваются, тут же возникают болезни; ци и кровь движутся – и болезни сами излечиваются”. Если “между кровью и ци нет гармонии, то в результате изменений появляется сто болезней”. Это еще раз указывает на тесную взаимосвязь между ци и кровью и их крайне важную роль в жизнедеятельности человеческого тела.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

В китайской медицине научная теория о плотных и полых органах называется также концепцией внешнего облика внутренних органов. Пять плотных органов (цзан) – это сердце, легкие, селезенка, печень, почки. Шесть полых органов (фу) – это желчный пузырь, желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, мочевой пузырь, тройной обогреватель. Функцией плотных органов является преобразование и накопление цзин и ци; функция полых органов – разложение “воды и зерна” и выведение шлаков. Так, в “Простых вопросах” в главе “О различении пяти хранителей” (“У цзан бе лунь”) говорится: “Так называемые пять хранителей сохраняют цзин и ци, но не выделяют из себя; поэтому они наполнены так, что их нельзя больше заполнять. Шесть полых органов переносят и изменяют субстанцию, но не накапливают; поэтому их можно заполнять, но нельзя наполнить”. Таковы различия в физиологических функциях пяти плотных и шести полых органов.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Каналы и коллатерали – главные магистрали, по которым осуществляется транспортировка ци, крови и флюидов человеческого тела. Это пути, которые пронизывают все тело и связывают между собой его различные части, создавая единое целое. Например, в “Каноне трудностей” говорится: “Каналы двигают ци и кровь, разносят инь и ян, способствуют расцвету тела”.

Каналы представляют собой главные стволы, большинство их проходит в глубинных частях тела. Коллатерали являются ветвями по отношению к каналам. Так, во “Введении в медицину” (“И сюэ жу мэнь”) сказано: “Каналы – это основа; отходящие от них в стороны ответвления называются коллатералями”. Каналы делятся на две категории: “классические” (правильные) и “чудесные”. Правильных каналов всего двенадцать: ручной иньский (“великая инь”) канал легких, ручной янский (“светлый ян”) канал толстого кишечника, ножной янский (“светлый ян”) канал желудка, ножной иньский (“великая инь”) канал селезенки, ручной иньский (“малая инь”) канал сердца, ручной янский (“великий ян”) канал тонкого кишечника, ножной янский (“великий ян”) канал мочевого пузыря, ножной иньский (“малая инь”) канал почек, ручной иньский (“конец инь”) канал перикарда, ручной янский (“малый ян”) канал тройного обогревателя, ножной янский (“малый ян”) канал желчного пузыря и ножной иньский (“конец инь”) канал печени. Чудесных каналов всего восемь: жэньмай (переднесрединный), думай (заднесрединный) чунмай (поднимающий), даймай (опоясывающий), иньцяомай (канал движения инь), янцяомай (канал движения ян), иньвэймай (канал, регулирующий инь), янвэймай (канал, регулирующий ян).

Среди коллатералей довольно большие называются отдельными (бело), проходящие неглубоко от поверхности тела – поверхностными (фуло), мельчайшие ответвления – внучатыми (суньло). Ци, перемещающееся вдоль каналов и коллатералей, называется канальным ци (цзин ци). Оно проявляет себя в функциях реактивности и проводимости, присущих каналам и коллатералям. Ощущение “обретения ци” во время иглотерапии является одним из таких проявлений канального ци.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

В китайской медицине выделяется семь видов эмоций: радость (си), гнев (ну), печаль (ю), задумчивость (сы), скорбь (бэй), страх (кун), испуг (цзин). В обычной обстановке они большей частью не приводят к болезням. Однако в результате длительного психического раздражения либо внезапной резкой психической травмы изменения чувств выходят за рамки регулирования физиологической деятельности и могут вызвать расстройство функционирования инь-ян, плотных и полых органов, ци и крови. В результате возникают недуги, которые в китайской медицине называются внутренними ранами. Поэтому между семью чувствами и ци существует тесная связь. Необычные изменения семи чувств могут травмировать внутренние органы, главным образом воздействуя на движение ци этих органов, что приводит к аномалиям в цикле поднимание – опускание, вносит беспорядок в циркуляцию ци и крови. По данному поводу в “Простых вопросах” в главе “О прочистке пяти” (“Шу у го лунь”) сказано: “Крайнее беспокойство, также печаль, страх, гнев, радость опустошают пять хранилищ (плотных органов), ци и кровь оказываются без защиты”.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Поскольку сущность упражнений цигуна состоит в тренировке истинного ци, взращивании изначального ци, внедрении здорового ци, именно поэтому они могут поддерживать здоровое и отгонять пагубное, укреплять защитные силы и повышать сопротивляемость человеческого организма.

Так как методики цигуна требуют расслабления, “вхождения в покой”, следования природе и избавления от посторонних мыслей, они могут исключить “возбуждающий фактор”, избавить от напряженного состояния. Упражнения цигуна могут прочистить каналы и коллатерали, улучшить циркуляцию ци и крови и восстановить равновесие инь и ян, повысить координационную способность нервной системы, способствовать тому, чтобы кора головного мозга выполняла функцию охранительного торможения. Упражнения цигуна могут понизить основной обмен и повысить способность к накоплению; они могут выполнять функцию массажа брюшной полости, за счет чего усилится аппетит, повысится эффективность пищеварения. Поэтому при занятиях цигуном, не прибегая к лекарствам и иглам, а только за счет тренировки собственного тела и духа, достигают целей профилактики и лечения болезней, укрепления здоровья и продления жизни.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Обычно в этот период женщинам можно заниматься цигуном. Однако у некоторых из них после занятий могут произойти изменения – сократиться или увеличиться цикл месячных, увеличиться количество выделений. Это происходит потому, что при концентрации на даньтяне сознание непосредственно воздействует на матку. После занятий прилив крови в эту область увеличивается. Иногда количество выделений может возрасти на 30 %. Во избежание подобных явлений можно применять следующие способы:
– уменьшить раздражающее влияние на даньтянь и заменить концентрацию в этой области на метод концентрации на благих сущностях, перенести концентрацию на точку, удаленную от яичников, например на юн-цюань;
– во время месячных несколько сократить продолжительность занятий, снизить их интенсивность. Если после этого количество выделений все еще остается высоким, следует на несколько дней прекратить занятия, а после окончания месячных их возобновить.
– Во время месячных женщинам рекомендуется избегать техники самопроизвольных движений.
– Также следует избегать техники стояния столбом с концентрацией на нижнем даньтяне около 3 дней от начала месячных.
– в зависимости от состояния, необходимо посоветоваться с инструктором.

«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», – Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Занятия по системе Цигун предполагают формирование правильной структуры тела — физической и энергетической: очищение, открытие каналов, по которым протекает жизненная энергия ци. Затем – изучение способов принимать и излучать ци, распределять ее по каналам; изучение прикладных техник Цигун; техник уменьшения потребления пищи заменяя ее ци; изучение базовых методик Цигун-терапии для поддержания психического и телесного здоровья. Третий этап – расширение интуитивного восприятия и познания, что способствует развитию человека как индивидуума и пониманию его Истинной Природы.

«Цигун – основа мастерства в боевых искусствах», – Д.В. Дьяченко

Это исключено. Кроме того, это может быть опасно. Сейчас цигун находится в состоянии расцвета. В прошлом он не был так доступен и популярен. В наши дни можно пойти в книжный магазин и свободно купить книгу по цигун. Такая ситуация в прошлом была невозможна. Тогда секреты этого искусства ревностно охраняли и за обладание такой книгой люди иногда рисковали своей головой. Но обладание подобной книгой совсем не означает, что знания будут получены правильно и придет успех. Цигун на 80% состоит из мелочей, без которых это будет просто красивая гимнастика. Методы, используемые в цигун, словами передать очень трудно. Кроме того, овладевших ими людей всегда было не слишком много. В Цинскую эпоху (1644—1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь существуют трактаты таинственные, смысл их скрытный, так что многого не понять. Как ни стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому до сих пор цигун считают тайным учением и важное место при тренировках отводится правильной передачи метода.
Поэтому нужен тот, кто научит и передаст состояние цигун, отдаст часть себя ученикам, то есть нужен Мастер.

«Цигун – основа мастерства в боевых искусствах», – Д.В. Дьяченко

Это знание и практика определенных техник в области сексуальных взаимоотношений мужчин и женщин. Его можно практиковать в одиночку (одиночное совершенствование) и с партнером (двойное совершенствование). Во время такой практики происходит уравновешивание полярности женской и мужской энергий (Инь-Ян). Такая практика входит в систему обретения телесного бессмертия. В обычной жизни ведет к гармонизации семейных отношений, к здоровью и к долголетию.

   Йога

«Йога», в переводе с санскрита, означает «союз, соединение, упряжка, запрячь лошадь в повозку, связь, единение с Богом». Йога, в широком смысле, означает совокупность различных духовных, энергетических и телесных практик, ритуалов (ягья, пуджа и тп), с целью достижения практикующим состояния Самадхи.

В свое время Мудрец Патанджали описал восьмеричный святой путь, который активно используют при описании ступеней практики йоги. Терминология и практики йоги, данные в его «Йога-сутре», согласуются с текстами Вед и Упанишад. В изложении Патанджали йога имеет восемь ступеней:
Яма – запреты, ограничения (пять основных: ненасилие, правдивость, неворовство, воздержание и сексуальный контроль, ненакопительство).
Нияма – предписания, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы жизни (пять основных: чистота и чистоплотность ума, удовлетворённость настоящим, усердие в достижении духовной цели, познание и изучение духовной литературы, принятие Бога в качестве цели практики и единственного идеала в жизни).
Асана – удобная, устойчивая поза. Разнообразные позы и положения тела, конечная цель которых приготовить тело для длительного и неподвижного сидения в одной позе.
Пранаяма – искусство управления праной. Разнообразные дыхательные и телесные упражнения, связанные с набором, распределением и управлением энергией, для последующего управления Умом.
Пратьяхара – контроль и ослабление потока восприятия, отделение чувств от контакта с их объектами, осознанность. «Пратья» – означает «напротив».
Дхарана – концентрация, целенаправленная сосредоточенность, имеющая своей целью сделать поток мыслей однонаправленным.
Дхьяна – созерцание, беспрестанная и безраздельная погруженность в себя, состояние «не-ума», приобретение чистого сознания, не имеющего содержания.
Самадхи – кульминация Дхьяны, высшая цель йоги, соединение с Божественным, состояние Просветления.

Прана – жизненная энергия всех процессов происходящих в природе и во Вселенной, дыхание, жизнь, сила поддерживающая жизнь. Между праной, пранаямой и умом существет взаимосвязь. С помощью пранаямы можно выйти за пределы ума.
Гималайская Йога (Истинная Йога, т.е. Йога, ведущая к Познанию Истины, которую за пределами Индии называют Гималайской Йогой) — это одна из первоначальных систем практики, сохранившая до наших дней свою целостность. Мудрость и Знания передавалась по линии Учителей от Мастера к ученику, благодаря чему и удалось сохранить преемственность и донести до наших дней искусство Самадхи.

Гималайская йога включает в себя все Знание, которое со временем и ввиду различных обстоятельств было разделено человечеством на различные виды йог. Главным знанием по праву считается самадхи-йога — методы реализации и познания Своей Истинной Сущности.

Суть Гималайской йоги — есть практика Осознанности плюс специальные техники, которые позволяют контролировать ум и тело, приводя практикующего к Покою и Тишине. Кульминацией этого станут глубокие медитации, которые приведут нас к Самадхи, состоянию, в котором мы сможем воспринять всю Красоту и Божественность скрытые в нас.

К сожалению, материалистическая западная цивилизация йогу превратила лишь в набор гимнастических упражнений, породив разные «виды» и «системы» под брендом «Йога», а йога студии стали похожи на филиалы цирковых училищ. Американцы в этом более честны, они говорят – «фитнес-йога». Такая ситуация сложилась с йогой несколько десятилетий назад. Тогда многие западные люди думали о йоге как о наборе забавных поз для похудения (тем не менее, асаны и пранямы далеко не безобидны), увеличения сексуальной силы или как о разновидности гимнастики. При том, что все эти достоинства имеют место, они весьма мелки по сравнению с главной целью йоги — единению с Богом.
Юй-цзя – это транскрипция санскритского слова «йога. Раньше его в Китае переводили как «соответствие», так как оно указывало на достижение полного слияния души и тела, гармонию и единство. Йога, попавшая в древние времена в Китай, теснейшим образом была связана с распространением буддизма и в основном играла роль объяснения и формулирования философской теории буддизма. Некоторые методы йоги по гармонизации души и тела ассимилировались с местными практиками.
Гуру – «ведущий к Свету», достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, Учитель, Это не просто Мастер, это Мост через поток неведения.

Гуру является духовным Учителем, передающим знание и, прежде всего, Истину о Боге, тем, кто направляет и питает Пробуждение ученика. Индийская традиция ставит Гуру на высшую ступень почитания среди людей и он имеет безупречный авторитет. Согласно гуру-йоге, регулирующей взаимоотношения Гуру и ученика, ученик должен полностью довериться Гуру, отказавшись от гордыни и самоуничижения. Гуру при дикше (посвящение при приеме в ученики) дает гуру-мантру на ухо ученику, мантру, которая будет трансформировать его невежественное сознание в Божественное. Гуру может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить её. Ученик может позвать своего Гуру методом духовной концентрации, чтобы получить от Него совет или помощь, что возможно даже после Его смерти. Считается, что кармическая связь между учениками, гуру-братьями и гуру-сестрами, сильнее родственной.

Тапас — тепло, жар, истязание, аскеза, самодисциплина, усердие в достижении духовной цели. Упанишады рассматривают тапас наряду c брахмачарьей как добродетель, порождающую огромную силу, он в основе религиозного благочестивого поведения. Тапас, или аскетизм, уничтожает загрязнения, смешанные с подсознательными впечатлениями, вытекающими из страстей и кармы. Тапас имеет целью контроль над содержанием бессознательной области нашего ума. Ведическая наука утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром. В основе механизма действия тапаса лежит закон кармы, утверждающий равновесие причин и следствий. В соответствии с этим законом, перенесённые аскетом страдания и лишения, должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.
Тантра – сокровенный текст, хитросплетение, ткань, магия – общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом индуизме и в буддизме. Тантра получила своё название от тантр или священных текстов.

Тантра – это фундаментальная духовная наука, быстрый, но опасный путь совершенствования. Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с почитанием Великой Богини-Матери. В основе философии лежит тождество микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

В тантре используются особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению, и являются очень эффективными. Тантризм сосредоточивается на максимальной активизации внутренних телесных потенций. Помимо йогических техник, в тантризме практикуют различные магические и сексуальные техники, что приводит к отождествлению чувственного экстаза с Божественным. Также тантрики практикуют алхимию и различные способы продления жизни и обретения бессмертия.

Ягья – «жертва». Ведическая практика во время которой богам предлагаются подношения посредством огня. Ягья выполняется для улучшения судьбы и создания хорошей кармы на будущее, для осуществления желаний, для обретения защиты и устранения препятствий в жизни. Во время ягьи читаются специальные мантры. Время проведения ягьи рассчитывается с помощью ведической астрологии – Джйотиш. Участие в ягье сравнивается с десятками лет медитации.
Пуджа – поклонение, молитва. Можно сказать, что это упрощенный вариант ягьи. Подношения выполняются без передачи их через огонь. Это церемония, возношение мантр, молитв и даров перед алтарём. Пуджа также очищает сознание и улучшает карму.