Маха Шива Ратри — Великая Ночь Шивы
На голове у Него сверкает полумесяц, среди длинных волос струятся прохладные воды Ганги, в центре лба сияет третий глаз, а на шее висит мерцающее пурпурное ожерелье. Он носит браслеты и пояс из змей, и все Его тело покрыто вибхути. Его лоб украшен точкой кумкума, а губы покраснели от сока бетеля. В ушах у Него звенят золотые серьги, украшенные бриллиантами, а все Его смуглое тело лучится Божественным сиянием. Он избрал путь отшельника и устроил себе жилище в царстве вечной зимы. Хищные звери, ласкаясь, ползали перед Ним на брюхе и целовали Его следы, ибо дана была Ему великая власть над всеми живыми существами – Пашупати, Владыка пашу, всего живого. В сердце Его всегда было Сострадание и, внимая мольбам людей, Он давал им исцеление от страданий. И стали Его звать Шива, что значит Милостивый. Создатель йоги, Шри Шива предавался высшему искусству созерцания на ледяной вершине Кайлаша. А на перевалах Гималаев, рядом с каменными пирамидками, стоят железные трезубцы, тришула – знак Властелина — Шри Шивы.
Праздник Маха Шива ратри («великая ночь Шивы») в Индии — это день преданности и поклонения Шри Шиве и Парвати Деви, отмечаемый всеми индуистами в ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун (приблизительно приходится он на февраль-март по григорианскому календарю).
Это не просто праздник, но скорее, интенсивная саддхана – дарующая высшее благо каждому существу.
Как правило, праздник начинается с заходом солнца по местному времени.
Ночь приходит ежедневно, с тех пор как мы родились. Но не всякую ночь можно назвать Шива ратри. В такую ночь люди размышляют, поют и слушают о славе Божественного имени, а также ощущают Божественность Господа Шивы.
Шива ратри — очень благоприятное время во всех отношениях, способствующее прогрессу, как в духовной практике, так и в материальной жизни. В Сканда-пуране описывается четыре вида Шива ратри:
- Нитья Шива Ратри (ежедневный Шива Ратри — каждую ночь).
- Маса Шива Ратри (ежемесячный Шива Ратри), который соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый титхи — лунный день) Кришна-Пакши (убывающей Луны).
- Магха-Пратхам-Ади Шива Ратри, который соблюдается в течение первых тринадцати титхи (лунных дней) месяца Пхалгун.
- Маха Шива Ратри, который соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый титхи) Кришна-Пакши (убывающей Луны) месяца на Пхалгун (Магха). В ночь этого Чатурдаши Шива почитается в течение всей ночи. Этот считается самым главным, отчего носит приставку «маха» — великий, главный. Преданные читают истории о Шиве и поют гимны в Его честь. А после праздника, который длится сутки, начинается ярмарка на берегах рек и водоёмов.
Так как вся ночь посвящена медитации и воспеванию Божественного имени Господа Шивы, она называется Шива ратри. Когда бы вы ни провели всю ночь, размышляя о Божественном имени, эта ночь тоже будет Шива ратри.
Необходимо уточнить, что Господь Шива это не отдельный Аватар (Воплощение Бога). На самом деле, и Хари (Господь Вишну) и Хара (Господь Шива) пребывают за пределами созерцания. Они запредельны физическому телу. Многие люди медитируют на Них как на Аватаров, имеющих определённое физическое тело и поклоняются Им в определённой форме. В действительности и Шива, и Вишну не ограничены физической оболочкой. Они неподвластны описанию и не ограничены какой-либо формой.
Маха Шива ратри — праздник и огромная удача для всех Шива бхакт, йогинов и тантриков, так как именно в эту ночь Шива дарует свое благословение каждому, кто, пусть даже случайно, произнесет Его имя, либо почтет Его священный образ – Шива лингам. Тем, кто бодрствует во время Шива ратри, обещано материальное процветание и место в раю. Любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной (это связано с положением Солнца и Луны в это время). Символом этого праздника является лингам.
Сами боги, ангелы, духи и высшие учителя в других мирах отмечают Шива ратри. В эту священную ночь молитвы беспрепятственно доходят до Всевышнего Бога и до младших божеств, ангелов и девов. В эту ночь асуры (демоны) не вредят поклоняющимся, так как даже они заняты поклонением Шиве.
Особое значение Маха Шива ратри имеет для женщин и садху. Для женщин — поскольку Парвати, супругу Шивы, считают «Гаури» — дарующей семейное счастье и длинную благоприятную семейную жизнь. А Шри Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы бханг — коктейль из молока, каннабиса и миндаля. Замужние женщины молятся за благополучие своих мужей и сыновей, чтобы родились красивые дети, а незамужние — молятся за обретение идеального мужа, такого как Шива. Вообще считается, что тот, кто произносит имя Шивы во время Шива ратри с чистой преданностью, освобождается от всех грехов, достигает обители Шивы и освобождается от цикла рождения и смерти. Если мы совершаем любой вид поклонения в эту ночь, то милость Шивы обязательно снизойдет на нас. Также Маха Шива ратри дарует успех в любых начинаниях.
Происхождение этого праздника восходит к нескольким основным событиям:
— Воссоединение Шивы и Парвати.
— Пахтанье Молочного океана.
— Явление Шива-лингама.
— История об охотнике.
— История о Ганге.
— Любимая ночь Шивы.
— Исполнение Тандавы, танца Создания, Сохранения и Уничтожения.
Вот как Шри Садашивачарья говорил о важности почитания Шивы в Маха Шива ратри: «Почитая Его в эту ночь, мы стараемся преподнести в дар то, что невозможно получить силой — это наша любовь, вера, преданность. И это возможно только в результате взаимности. Такие отношения с Господом рождаются исключительно в результате свободного выбора души, бескорыстного и преданного служения Ему без ожидания награды и почестей взамен. Потому-то бхакта для Всевышнего — самый дорогой. Если человек занимается любой другой формой духовной практики и не обладает качеством бхакти, он, по сути, остается материалистом, и не важно, магом-материалистом или йогом-материалистом, все равно, его сознание осквернено чем-то: привязанностью к вещам третьестепенной важности. Бхакта же дорог Богу тем, что жаждет не каких-то даров от Него (здоровья, богатства, удачи, славы, мистических сил, знания и т. д.), а отношений, взаимной любви; он хочет разделить свою любовь с Господом, и желание это не остается безответным. Разделить же и вкусить хотя бы малую частицу этой божественной любви Шивы и Шакти — дар несопоставимый со всеми богатствами мира вместе взятыми».
Праздник начинается с восходом солнца в день Шива ратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. После ритуального омовения, шиваиты надевают новые одежды и должны посетить ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д.
В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой. В шива мандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных.
Как правило, весь день и ночь соблюдается пост, пища (прасад) принимается уже на рассвете следующего дня. Ночью желательно не спать, непрерывно медитируя на Шиву; ее следует провести за совершением пудж и чтением джапы, воспевая Шиву джи в гимнах и стотрах, слушая истории о Нем.
В различных областях Индии этот фестиваль отмечают по-разному. Особо Маха Шива ратри празднуется в Варанаси — священном городе Господа Шивы и в Кашмире — области, где почитание Шивы было особенно сильно развито.
Йогины и тантрики почитают Бога в Его двух основных проявлениях: как Шиву — Отца Мира, и как Шакти — Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало. Это не два бога — это Единый Господь, это Бог и Его Сила.
В Шива-пуране предписывается каждые три часа проводить пуджу, связанную с определенным аспектом Шивы. Также проводится парикрама вокруг Шива лингама.
Первая пуджа – вайдика (ведическая) — имеет саттвическую направленность. В ней Шива почитается как Рудра. Время с 19.00 до 22.00 — обладает качеством саттвы, поэтому все мысли, молитвы и подношения в этот промежуток времени должны быть «чистыми», наполненными искренней любовью, без эгоистических желаний и мелочных материальных просьб. В это время читается священный гимн «Шатарудрия», в котором содержится просьба защитить все живое и близкое нам — нашу семью, страну, город и т д. Полезно в это время молиться о других людях и своих предках и своей духовной семье.
С краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начнется эта пуджа.
В процессе пуджи будет совершена абхишека (непрерывное, длительное возлияние на Шива лингам воды). При этом все желающие могут подойти к алтарю, сделать над Шива лингамом дхена-мудру (положение кистей рук, напоминающее вымя коровы) и сосредоточиться на тех желаниях, чаяниях, в которых имеют нужду. Тем временем, пуджари будет лить через пальцы подошедших на Шива лингам непрерывной струёй воду. При этом необходимо привести свои мысли в соответствующий вид. Надо сознавать: «Что вы Ему жертвуете из себя? Чем вы хотите поделиться с Ним и что хотите обрести от Него взамен?»
Пуджа завершается возлиянием на Лингам молока.
Вторая пуджа – пураника (пураническая) – пышная, раджасичная. Шива почитается как Садашива в духе Дакшиначары. Ближе к полуночи (примерно с 22.00 до 1.00) начнётся эта пуджа. Это наиболее пышное богослужение с обилием всевозможных подношений и даров в сопровождении экстатического пения, радости и веселья. Здесь можно просить Ишвару о процветании, о богатстве, славе, карьере, семье и здоровье. Считается также благоприятным для девушки в эту ночь просить Шиву найти ей мужа, обладающего такими же качествами, как Сам Господь Шанкара. Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта.
Третья пуджа – тантрика (тантрическая), вамачарская, соотносится с гуной тамаса. Почитание Шивы совершается в образе Бхайравы. Это третья часть ночи, примерно с 1.00 до 4.00. Здесь совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах вместе с Его супругой Махакали. В эту пуджу возможно предложение мяса и вина. В это время желательно медитировать над тем, чтобы Шива в форме Тысячи Рудр искоренил наших внутренних врагов (все наши пороки и недостатки) и внешних врагов. Так, жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём) символизирует разбитие нашего эго и медитация при этом направлена на то, какие качества в себе самом вы хотели бы разбить вдребезги. Завершается возлиянием на Лингам гхи (топленого масла).
Четвертая пуджа – брахма – трансцендентная, внутренне-медитативная, она выполняется в предрассветное время – брахма-мухурту. В этой пудже почитается Пара-Шива (высший аспект). Последняя четвертая пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм. Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой. Наиболее священным считается время Брахма-мухурты — предрассветное время. Это промежуток между сном и бодрствованием, бодрствованием и сном — это те врата, через которые необходимо войти, проскользнуть в высшее состояние сознания, ощутить Шиву, как Душу своей души, как своё Высшее Я.
Здесь будет совершена хома (агнихотра, огненное жертвоприношение). В огне будут сжигаться письменные молитвы. Их можно написать заранее или прямо по ходу пуджи.
Она завершается возлиянием на Лингам меда.
Если же на данном этапе вашего духовного пути все это слишком сложно для вас — просто читайте в эту ночь мантры и молитвы Шиве: «Ом Намах Шивая», «Шиво Хам» — Я есть Шива, Махамритьюнджая мантру и т. д. Также подношением Шиве может служить практика йоги, которая тоже является предложением Господу пяти элементов: своего тела, дыхания, внимания, своих мыслей и чувств. А возможно для вас большим прорывом будет переосмысление своей жизни и начало нового этапа, ведь вся наша жизнь — это мельчайшая часть одной Лилы — Божественной Игры.
Даянанда Гири джи