Наваратри – девять ночей Божественной Матери
Наваратри («праздник девяти ночей») – один из самых любимых и красочных индуистских праздников, и, прежде всего, праздник тантриков. Отмечается он два раза в год: в светлую половину весеннего месяца чайтра (апрель – май) и осеннего месяца ашвина (сентябрь – октябрь).
Особенно ярко отмечают осенний Наваратри, который в этом году выпадает на 16 октября и длится 10 дней, из которых 9 ночей отводятся богослужению, а десятый день отмечается как день поклонения Деви, которая персонифицируется как Шакти, Дурга (отсюда возникает еще одно название праздника – Дурга–пуджа, или Дурготсав), Кали, Парвати, Лакшми и Сарасвати.
Важнейшими днями, являются последние три — Махаштами (Великий Восьмой), Маханавами (Великий Девятый) и Виджая Дашами (Десятый День Победы). Восьмой и девятый лунные дни любого месяца сами по себе посвящены Богине и к ним приурочены особые обряды поклонения ей. Восьмерка обозначает равновесие мужского и женского начал, это половина от числа шестнадцать, являющегося символом полноты проявления Шакти, как высшая фаза Луны. Число девять соотносится с числом девяти Дург, девятью месяцами беременности и играет огромную роль в индивидуальном мистическом опыте. Праздник Наваратри олицетворяет битву Дурги с демонами в течение 9 дней и ночей, в конце которых Божественная Мать одерживает победу.
История сражения и победы над демонами изложена в священном тексте Деви Махатмья, которая, в свою очередь, является частью Маркандея Пураны. Текст состоит из трех разделов, именуемых чаритами. Считается, что в первой чарите Богиня выступает в своем проявлении Маха-Кали, во второй – Маха-Лакшми, а в третьей – Маха – Сарасвати. Поэтому первые три дня Наваратри посвящают Маха-Кали, символизирующей крия-шакти (силу действия), вторые – Маха-Лакшми, символизирующей иччха-шакти (силу желания), а последние – Маха-Сарасвати, проявленной как джняна-шакти (сила знания). Эти трое являются тремя основными проявлениями единой высшей Шакти.
Божественная Мать предстает Одним единым целым, но она почитается в трех формах — как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати.
Божественная Мать является Матерью всего мироздания, а все люди признаются ее детьми.
В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено. Дурга предстает богиней-воительницей, которая находится в постоянном противоборстве со злом.
В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте — Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшем лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания. Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков — Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, — Лакшми выполняет заживление.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Сарасвати — Богиня Мудрости — позволяет нам идти вне преград нашего эго и испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания.
Кульминационный момент почитания Дэви — достижение реализации «Я» — символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми демонами в десятый день Наваратри
Как празднуется Наваратри
- Важнейшей частью Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья («Сказание о величии богини» http://scriptures.ru/shiva/devi_mahatmya.htm), ее рекомендуется читать ежедневно в дни праздника Наваратри. Если вам трудно читать весь текст целиком, можно рецитировать вслух гимны (стотры) из Деви Махатмьи.
- Второй важной частью почитания Богини в Наваратри является ежедневная джапанаварна-мантры (девятислоговой мантры) Ом Аим Хрим Клим Чамундайей виччей (oM aiM hrIM klIM cAmuNDAyai vicce) (Значение Наварна-мантры:«aiM» — биджа-мантра Сарасвати Деви, аспекта речи, мантр и знания (раджас);«hrIM» — связана с Лакшми Деви, с аспектом равновесия и саттва-гуной, проявляется как процветание, удача, вселенская красота;«klIM» — это биджа Кали Ма, разрушительного аспекта силы Абсолюта, она же – время, источник всех изменений, трансформации, динамики. Связана с тамо-гуной. «chAmuNDA» — уничтожение страсти и гнева. Чамунда — это имя Дурги, которая убила двух демонов Чанду и Мунду, Чанда – олицетворение невежества, а Мунда — ярости, гнева. «yai» — дарение блага. «vic» — восприятие знания в теле. «ce» — сознание. «vicce» — также означает отсекание голов демонов). Весьма благоприятно начать джапу этой мантры за 30-40 дней до Наваратри, начитывая по 3 круга в день, а в сам Праздник читать по 9 кругов в день.
- Третьей частью ритуальной садханы в Наваратри является, конечно же, совершение пуджи. У домашнего алтаря каждый из вас может ежедневно совершать посильную пуджу в соответствии со своими возможностями.
- По случаю праздника принято посещать родных и друзей, приносить им подарки и поздравления.
Основная цель праздника состоит в почитании и поклонении Богине, в ее аспекте Шакти или Силы, в даровании людям богатства и благополучия, процветания, знания, как светского, так и духовного, и других благословений. Но независимо от молитв и просьб, возносимых Богине, их основой остается преданность, поклонение Богине. Каждый благословляется Ее милосердием и любовью, каждый находит покровительство Богини.
Счастливого Наваратри!
Джей МА!