Цигун
При первом приближении цигун можно считать системой упражнений, но он отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Считать, что это всего лишь какой-то вид плавных физических упражнений для поддержания здоровья и лечения болезней, — такое понимание крайне ограничено. Плавные физические упражнения составляют лишь незначительную часть цигун. Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении. Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других.
Одной из основных целей занятий является обретение крепкого здоровья и долголетия. Также благодаря практике цигун человеческое тело приобретает удивительные возможности, которые поражают даже самых отъявленных скептиков и служат объектом научного изучения. Но в чудесах цигун нет ничего загадочного и мистического. Цигун – это наука. И человек, желающий заниматься цигун, не должен считать себя всезнающим и непогрешимым. Необходимо настроиться на учебу. Эта наука, в широком смысле, является средством познания ци. Цигун соприкасается со всеми видами человеческой деятельности, связанными с энергией. Сюда можно отнести фэн шуй, медицину, физиогномику, климатологию и тп. В практическом применении искусство цигун направлено на сохранение и укрепление здоровья, усиление боевых качеств, тренировку умственных способностей и движение к духовному совершенству.
Частично Цигун похож на йогу – этот раздел называется «даоинь» (современное название «даосская йога»). Много техник даоинь повторяют характерные особенности движений разных животных: черепахи, журавля, обезьяны, тигра. Но в целом Цигун – это искусство владения энергетикой человека и вселенной. Это — огромный комплекс практик, который задействует в совокупности тело, дыхание и сознание. Термин «цигун» состоит из двух слов: «ци» и «гун». На Западе принято понимать под «ци» энергию. Также, этим словом изначально обозначались воздух, пар, дыхание. «Гун», означает «мастерство, достижение». Один из возможных переводов этого термина звучит как «искусство управления жизненной энергией».
«Цигун — основа мастерства в боевых искусствах», — Д.В. Дьяченко
«Цигун — основа мастерства в боевых искусствах», — Д.В. Дьяченко
Цигун служит тренировке ци человеческого организма.
Ци человеческого тела проявляется в разнообразных формах, из них самая основная — это истинное ци (чжэнь ци), называемое также изначальным ци (юань ци), правильным ци (чжэн ци), сущностным ци (цзин ци), истинно изначальным ци (чжэньюань ци).
Истинное ци представляет собой комбинацию трех элементов: сущностного ци (цзин ци), находящегося в почках (врожденная субстанция, полученная зародышем от сущностного ци родителей); ци «воды и зерна» (шуй гу чжи ци), получаемого извне и перерабатываемого селезенкой и желудком (результат переработки питательных веществ, получаемых с пищей); воздуха, вдыхаемого легкими. Это — тонкая материя, обладающая мощной движущей силой, распространяющаяся по всему телу и нет места, в котором она бы не присутствовала, до которого бы не доходила.
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
Обычно говорят, что к ян относится все деятельное, внешнее, поднимающееся вверх, теплое и горячее, светлое, дееспособное; к инь относится все косное, внутреннее, опускающееся вниз, холодное и застывшее, темное, расслабленное.
Применительно к структурам человеческого тела теория инь-ян имеет следующее толкование: верхняя часть тела принадлежит ян, нижняя — инь; поверхность тела — ян, внутренняя часть — инь; спина — ян, живот — инь; шесть полых органов — ян, пять плотных органов — инь.
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
Цзин (эссенция, семя) есть тончайшая субстанция человеческого тела. В широком смысле — это все цзин человеческого тела, включая цзин пяти плотных органов. В узком смысле — это цзин органов размножения. Цзин также делится на два вида: предыдущего неба (пренатальное) и последующего неба (постнатальное). Пренатальное цзин — то, что зародыш получает от родителей. В разделе «Духовная точка опоры» в главе «О каналах» («Цзин май лунь») говорится: «Когда человек рождается, прежде уже образовалось цзин». Цзин последующего неба преобразуется из питья и еды. В «Простых вопросах» в главе «О различении каналов» («Цзин май бе лунь») сказано: «Пища поступает в желудок…, цзин вливается в каналы… питье поступает в желудок, затем переливается в цзин и ци». Это — указание на постнатальное цзин. Пренатальное и постнатальное цзин поддерживают друг друга и взаимопревращаются.
Цзин выполняет важную функцию в человеческом теле. В древности люди говорили: «Человек, имеющий ци, порождает; когда исчерпывается цзин, он умирает».
Ци создает основной материал для процессов жизнедеятельности организма. Важность ци отмечена, например, в «Собрании сочинений Чжан Цзинюэ», где говорится: «Все жизненные проявления человека полностью опираются на ци».
Шэнь (дух) — это еще одна материальная субстанция жизнедеятельности, которую совместно вырабатывают цзин и ци. В «Каноне о духовной опоре» («Лин шу цзин») сказано: «Взаимная схватка (сцепление) двух цзин называется шэнь». В главе «Пища простых людей» («Пин жэнь цзюэ гу пянь») раздела «Духовная точка опоры» (из «Канона о внутреннем») говорится: «Источник шэнь — тонкое ци «воды и зерна»». В энциклопедии «Канон большого мира» («Да пин цзин») сказано: «Человек обладает ци, следовательно, обладает шэнь; если ци прерывается, то прекращается и шэнь». Обычно люди считают, что шэнь — это категория мыслительно-познавательной деятельности. Однако в китайской медицине оно полагается одной из главных сущностей человеческого организма. Именно об этом сказано в разделе «Духовная точка опоры» в главе «Перемещение цзин и изменение ци» («И цзин бянь ци пянь»): «Получившие шэнь благоденствуют, утратившие шэнь погибают». Важное значение цигунорегуляции состоит в том, чтобы упражнять шэнь, проникаться шэнь, сохранять шэнь.
Так каковы же связи между цзин, ци и шэнь? В разделе «Простые вопросы» сказано: «Из среды цзин рождается ци, из среды ци рождается шэнь». В «Каноне о категориях» утверждается: «Полнота цзин есть полнота ци, полнота ци есть полнота шэнь». На основе этой теории мастера цигуна старых времен сформулировали следующие методики: «цзин тренировкой превращать в ци, ци тренировкой превращать в шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте (пустота в смысле ясности духа)», а также «накапливая шэнь, порождать ци, накапливая ци, порождать цзин». Во всех этих процессах цигун играет важную роль.
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
Ци есть наставник крови. Кровь образуется следующим образом: накопленные ци взаимодействуют с мельчайшими материальными частицами «воды и зерна», поступающими через селезенку и желудок, после чего направляются в легочный канал, где вступают во взаимную реакцию с легочным ци (фэй ци). Образовавшаяся кровь протекает вдоль каналов и коллатералей вместе с ци. Управление кровью в сердцем, сохранение крови в печени, соединение крови в желчном пузыре — все это является результатом направляющего воздействия ци плотных и полых органов. Кровь с самого начала и до самого конца неотделима от ци. ци может «порождать кровь», «двигать кровь», «контролировать кровь», поэтому и говорят: «ци есть наставник крови».
Кровь есть мать ци. «Ци движет кровь». В этом высказывании поясняется, что циркуляция крови подталкивается ци, подчеркивается также функция ци в качестве наставника крови. В свою очередь, интегральная функция ци всего тела, которая способствует физиологической деятельности различных органов, также осуществляется посредством питания из крови. Поэтому и говорят: «кровь есть мать ци».
Взаимополагание ци и крови (цисюэ) формирует главную материальную основу жизнедеятельности человеческого тела. Как сказано в «Каноне о трудностях» («Нань цзин») в главе «Трудность двадцать вторая», «ци обдувает, кровь обрызгивает». Используя друг друга, они протекают по всему телу, двигаясь без передышки, непрерывно осуществляя обмен веществ, помогая росту и развитию тела, способствуя физиологической и иной деятельности. Поэтому древние говорили: «Как только ци и кровь застаиваются, тут же возникают болезни; ци и кровь движутся — и болезни сами излечиваются». Если «между кровью и ци нет гармонии, то в результате изменений появляется сто болезней». Это еще раз указывает на тесную взаимосвязь между ци и кровью и их крайне важную роль в жизнедеятельности человеческого тела.
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
Каналы представляют собой главные стволы, большинство их проходит в глубинных частях тела. Коллатерали являются ветвями по отношению к каналам. Так, во «Введении в медицину» («И сюэ жу мэнь») сказано: «Каналы — это основа; отходящие от них в стороны ответвления называются коллатералями». Каналы делятся на две категории: «классические» (правильные) и «чудесные». Правильных каналов всего двенадцать: ручной иньский («великая инь») канал легких, ручной янский («светлый ян») канал толстого кишечника, ножной янский («светлый ян») канал желудка, ножной иньский («великая инь») канал селезенки, ручной иньский («малая инь») канал сердца, ручной янский («великий ян») канал тонкого кишечника, ножной янский («великий ян») канал мочевого пузыря, ножной иньский («малая инь») канал почек, ручной иньский («конец инь») канал перикарда, ручной янский («малый ян») канал тройного обогревателя, ножной янский («малый ян») канал желчного пузыря и ножной иньский («конец инь») канал печени. Чудесных каналов всего восемь: жэньмай (переднесрединный), думай (заднесрединный) чунмай (поднимающий), даймай (опоясывающий), иньцяомай (канал движения инь), янцяомай (канал движения ян), иньвэймай (канал, регулирующий инь), янвэймай (канал, регулирующий ян).
Среди коллатералей довольно большие называются отдельными (бело), проходящие неглубоко от поверхности тела — поверхностными (фуло), мельчайшие ответвления — внучатыми (суньло). Ци, перемещающееся вдоль каналов и коллатералей, называется канальным ци (цзин ци). Оно проявляет себя в функциях реактивности и проводимости, присущих каналам и коллатералям. Ощущение «обретения ци» во время иглотерапии является одним из таких проявлений канального ци.
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
Так как методики цигуна требуют расслабления, «вхождения в покой», следования природе и избавления от посторонних мыслей, они могут исключить «возбуждающий фактор», избавить от напряженного состояния. Упражнения цигуна могут прочистить каналы и коллатерали, улучшить циркуляцию ци и крови и восстановить равновесие инь и ян, повысить координационную способность нервной системы, способствовать тому, чтобы кора головного мозга выполняла функцию охранительного торможения. Упражнения цигуна могут понизить основной обмен и повысить способность к накоплению; они могут выполнять функцию массажа брюшной полости, за счет чего усилится аппетит, повысится эффективность пищеварения. Поэтому при занятиях цигуном, не прибегая к лекарствам и иглам, а только за счет тренировки собственного тела и духа, достигают целей профилактики и лечения болезней, укрепления здоровья и продления жизни.
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
— уменьшить раздражающее влияние на даньтянь и заменить концентрацию в этой области на метод концентрации на благих сущностях, перенести концентрацию на точку, удаленную от яичников, например на юн-цюань;
— во время месячных несколько сократить продолжительность занятий, снизить их интенсивность. Если после этого количество выделений все еще остается высоким, следует на несколько дней прекратить занятия, а после окончания месячных их возобновить.
— Во время месячных женщинам рекомендуется избегать техники самопроизвольных движений.
— Также следует избегать техники стояния столбом с концентрацией на нижнем даньтяне около 3 дней от начала месячных.
— в зависимости от состояния, необходимо посоветоваться с инструктором.
«Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун», — Линь Хоушен, Ло Пэйюй
«Цигун — основа мастерства в боевых искусствах», — Д.В. Дьяченко
Поэтому нужен тот, кто научит и передаст состояние цигун, отдаст часть себя ученикам, то есть нужен Мастер.
«Цигун — основа мастерства в боевых искусствах», — Д.В. Дьяченко
Йога
В свое время Мудрец Патанджали описал восьмеричный святой путь, который активно используют при описании ступеней практики йоги. Терминология и практики йоги, данные в его «Йога-сутре», согласуются с текстами Вед и Упанишад. В изложении Патанджали йога имеет восемь ступеней:
Яма – запреты, ограничения (пять основных: ненасилие, правдивость, неворовство, воздержание и сексуальный контроль, ненакопительство).
Нияма — предписания, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы жизни (пять основных: чистота и чистоплотность ума, удовлетворённость настоящим, усердие в достижении духовной цели, познание и изучение духовной литературы, принятие Бога в качестве цели практики и единственного идеала в жизни).
Асана – удобная, устойчивая поза. Разнообразные позы и положения тела, конечная цель которых приготовить тело для длительного и неподвижного сидения в одной позе.
Пранаяма – искусство управления праной. Разнообразные дыхательные и телесные упражнения, связанные с набором, распределением и управлением энергией, для последующего управления Умом.
Пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, отделение чувств от контакта с их объектами, осознанность. «Пратья» — означает «напротив».
Дхарана – концентрация, целенаправленная сосредоточенность, имеющая своей целью сделать поток мыслей однонаправленным.
Дхьяна – созерцание, беспрестанная и безраздельная погруженность в себя, состояние «не-ума», приобретение чистого сознания, не имеющего содержания.
Самадхи — кульминация Дхьяны, высшая цель йоги, соединение с Божественным, состояние Просветления.
Гималайская йога включает в себя все Знание, которое со временем и ввиду различных обстоятельств было разделено человечеством на различные виды йог. Главным знанием по праву считается самадхи-йога — методы реализации и познания Своей Истинной Сущности.
Суть Гималайской йоги — есть практика Осознанности плюс специальные техники, которые позволяют контролировать ум и тело, приводя практикующего к Покою и Тишине. Кульминацией этого станут глубокие медитации, которые приведут нас к Самадхи, состоянию, в котором мы сможем воспринять всю Красоту и Божественность скрытые в нас.
Гуру является духовным Учителем, передающим знание и, прежде всего, Истину о Боге, тем, кто направляет и питает Пробуждение ученика. Индийская традиция ставит Гуру на высшую ступень почитания среди людей и он имеет безупречный авторитет. Согласно гуру-йоге, регулирующей взаимоотношения Гуру и ученика, ученик должен полностью довериться Гуру, отказавшись от гордыни и самоуничижения. Гуру при дикше (посвящение при приеме в ученики) дает гуру-мантру на ухо ученику, мантру, которая будет трансформировать его невежественное сознание в Божественное. Гуру может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить её. Ученик может позвать своего Гуру методом духовной концентрации, чтобы получить от Него совет или помощь, что возможно даже после Его смерти. Считается, что кармическая связь между учениками, гуру-братьями и гуру-сестрами, сильнее родственной.
Тантра — это фундаментальная духовная наука, быстрый, но опасный путь совершенствования. Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с почитанием Великой Богини-Матери. В основе философии лежит тождество микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».
В тантре используются особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению, и являются очень эффективными. Тантризм сосредоточивается на максимальной активизации внутренних телесных потенций. Помимо йогических техник, в тантризме практикуют различные магические и сексуальные техники, что приводит к отождествлению чувственного экстаза с Божественным. Также тантрики практикуют алхимию и различные способы продления жизни и обретения бессмертия.