Статьи и лекции. _Йога и цигун_

Статьи и лекции. Йога и цигун

Духовная практика и человеческое счастье

Духовная практика и человеческое счастье

Мне часто приходится слышать разговоры и жалобы на изменения в жизни после начала серьезной духовной практики, после принятия каких-либо дикш, инициаций и т.д. Как правило, мужчины жалуются на ухудшение финансовой стороны дел, женщины на свое одиночество, на невозможность выйти замуж, на распавшиеся семьи. На то, что пропадает интерес ко всем ранее возбуждавшим сознание радостям общества. Многие обвиняют в этом своих Гуру, но только не самих себя.

Мы все прошли путь от высшего сознания к низшему и сейчас двигаемся к своим Истокам. Картой, указателем и компасом  на этом пути является тот, кто этот путь уже прошел – Гуру (ведущий к Свету). Мы, путешествуя из жизни в жизнь, тащим за собой, подобно улитке, кучу различных принадлежностей: попросту — карму. Имея тяжелый груз за плечами, невозможно поменяться, стать чище, легче и вернуться к своему Источнику.

Груз надо сбросить.

Когда наш груз проявляется в виде радостей и удовольствий – все ок! Когда в виде проблем и страданий – все плохо, и мы ищем виновных. Но груз-то ведь наш! Все разговоры о «страданиях» и «проблемах» — не более чем еще один груз незрелой души.

Гуру дает Милость ученику в течение короткого времени сбросить этот груз. Мы принимаем эту Милость в виде благословений, дикш, инициаций и т.д. Осознанно анализируя все происходящее с позиций Знания и Мудрости, мы сбрасываем этот груз, меняемся, и с благодарностью к Гуру принимаем Реализацию.

Еще одним важным моментом в правильной реакции на потерю груза является степень упорства в практике ученика. Следуя указаниям Гуру и практикуя, ученик получает опыт разделения себя на тело, ум и наблюдателя. Как только идентификация с телом исчезнет – успех гарантирован!

Ответ на финансовые вопросы многие получили в статье «Успех в бизнесе и жизни. Практические советы и рекомендации». Также в бизнесе необходимо учитывать карму страны и карму нашего мира вообще. Но развивается только то, во что человек вкладывает энергию. А результат зависит от ваших усилий.

Следующее – претензии женщин. Конечно, женщина имеет право реализовать себя в нашем мире как жена и как мать. Но если она хочет создать семью, а личная жизнь не складывается, значит, с ней что-то не так (а не с Гуру), ей не хватает женских качеств.Современное общество создало идеалы далекие от истинного счастья. Погоня за деньгами, вещами, соперничество, образ «бизнес-леди»… А в бизнесе ценятся исполнительность и твердость в поведении, строгость и пунктуальность – одним словом, мужские качества. Современная женщина думает, что привлекательность – в секретах макияжа и манере одеваться.Однако украшать можно только то, что излучает Свет.

Также любовь часто путают со страстью думая, что чем сильнее сексуальное желание, тем сильнее любовь.

Чтобы выйти замуж, нужно взращивать в себе женскую силу: быть заботливой и чуткой, доброй и нежной. Все это женские качества. Проблема в том, что они не развиваются на работе, потому что там не нужны. Так что работа для женщины должна быть хобби, а главную скрипку в жизни – играть дом. Надо по-женски жить, мыслить, одеваться и по-женски относиться к людям. Тогда и женская сила будет расти, и личная жизнь начнет налаживаться – ведьнастоящему мужчине нужна только женская сила. Его не интересует ни способность женщины зарабатывать, ни ее обустроенность.

Шива и Шакти есть две части одного целого. Они сами по себе и одновременно нуждаются друг в друге. В их непостижимом  единстве и раздельности существует все мироздание. Так и любящие мужчина и женщина неразделимы. Но в одно целое их соединяют только настоящие мужские и женские качества.

Конечно, мужчина должен обладать самоосознанием и ответственностью, разумностью и лидерством, верностью и защитой, уметь зарабатывать деньги. Настоящая любовь также предполагает наличие у влюбленных полного взаимопонимания и устойчивой психики. Очень плохо, когда мужчина не в состоянии терпеть женские эмоции. Но, прежде всегомужчина должен уважать женщину в своем доме. Это – является основой философии шакт. Не ношение красных одежд и не кункум на лбу делают человека шактой. Красную одежду можно надеть и на быка, но это не сделает его шактой. Бык в красной одежде так и останется быком. «Шакта» означает «тот, кто почитает энергию, Шакти». А последнее воплощение Лалиты – это жена в доме. Если кто-то не уважает жену, то, как он может говорить о почитании Лалиты? И в тантре левой руки, и в тантре правой руки женщина является Богиней, — отличаются только способы поклонения ей. Мужчина, не уважающий женщину, особенно свою жену, не уважает и Шакти. Богиня Шакти проявлена в каждом живом существе, но ее сила и мощь более всего сконцентрирована в женщине, матери, носительнице красоты, любви и доброты этого мира.

Вселенная является тайной союза Шива – Шакти. И хотя эти два принципа диаметрально противоположны друг другу, в сущности, они идентичны. Их взаимная зависимость настолько велика, что они остаются неразрывными, так как каждый требует другого для того, чтобы проявилась его собственная истинная сущность. «Как лучи лунного света и лучи Солнца неотличимы друг от друга, так и Шакти неотличима от Шивы. Их взаимоотношение настолько тесно, что невозможно существование Шакти без Шивы и наоборот» (Шайва Пурана (4, 4). Это космическое единство имеет отражение в виде соединения в человеке мужского и женского и предполагает как наличие мужского в каждой женщине, так и наличие женского в каждом мужчине.

Шива – чистое, блаженное, неизменное, статическое Сознание, пронизывающее собой все. Шакти – Его вечно меняющаяся динамичная Сила, приводящая в движение материю. В основе слова «Шакти» — корень «шак», который переводится как «быть способным». Иными словами, Шакти – это способность сознания активно действовать и меняться. Поэтому Ее называют активным аспектом сознания Шивы. Подобным образом, ближайшим к нашим материальным чувствам, воплощением Шакти является жена, хозяйка в доме.

Женщина – это сила, энергия, которая двигает всей жизнью семьи.  Мужчина, не понимающий этого базового принципа, не может быть счастлив.

Женщины, практически все, стремятся найти мужчину, который захотел бы иметь семью. А таких мужчин нет, это не их природа. Мужчину нужно привести к этому удерживая на расстоянии. Он должен влюбиться, должен дарить цветы. А когда он будет добиваться любви, у него разовьется чувство ответственности, он захочет жениться и будет всю жизнь ценить такую женщину. Кроме того, женщинам нужно развивать и женское чувство достоинства.Женщина должна себя уважать за то, что она женщина. Часто причина неспособности устроить личную жизнь и создать семью кроется именно в недостаточно развитом чувстве достоинства. Что это значит? Женщины порой вступают в интимную близость с мужчиной, стоит им почувствовать малейшее притяжение. А если мужчина быстро добивается желаемого, то и интерес он теряет так же быстро.

Сейчас женщины не знают, как выходить замуж. Этой науки у нас нет, потому что вся современная культура основана на мужской природе. Создание семьи, верность, сохранение взаимоотношений – все это психология мало изучает, и женщины остаются без руководства к действию.

В Ведах написано: «Если ты хочешь, чтобы у тебя все было хорошо, то начни с себя, а не со своих близких». В этом основная суть трансформации личности. Когда женщина занимается своими делами, она должна думать о том, что она делает это не для себя, а для мужа, для семьи в целом. Она должна победить в себе гордость, жадность, зависть, греховность, тщеславие. Если она сможет это сделать, то, несомненно, она сможет работать разумно и делать все честно. Таким образом, она становится абсолютно счастливой. Согласно Ведам разумность есть и у мужчин, и у женщин в равной степени. Разумность женщины проявляется в способности быть послушной, а мужская разумность заключается в способности бытьответственным и достигать своей цели.

Как же развивать эти качества и как практиковать женщинам? Необходимо дарить любовь и заботу окружающим людям. Женская практика направлена на формирование характера, мужская связана с лишениями. Женщина не должна голодать, слишком рано вставать, обливаться холодной водой. Но многие женщины это делают, потому что для них так проще. Но такие практики, мужские, они огрубляют женское сердце. Женские практики и тапас  – это стирать с любовью, не просто стирать, а с любовью. Не просто готовить, а с любовью, бескорыстно, не жадничать. На самом деле — самое вкусное, когда готовит жена, потому, что там есть энергия любви. Нужно четко усвоить, что, если семья не скупа, она будет жить на те деньги, которые дал Бог. Когда жена заботится о муже, у него появляются силы к дальнейшему росту, и его карьера развивается.

Жене также нужно благословлять. Муж пошел на работу – благословить его: «Чтобы у тебя все хорошо было…». Ребенок пошел гулять – то же самое. Женские практики связаны с женской жизнью: любить, заботиться, кормить голодных, жертвовать, отдавать что-то из дому. Женские аскезы очищают семью. Тогда женщина становится счастливой в жизни. Однозначно, работа над собой, развитие личных качеств – вот тот безошибочный путь, по которому должны идти любящие друг друга люди для того, чтобы создать здоровую во всех отношениях и счастливую семью.

Однажды Будда Шакья-муни посетил одну семью в городе Сакета. И муж, и жена задали Благословенному один и тот же вопрос, рассказывая ему личные подробности жизни. Муж сказал: «Учитель, с тех пор как Накула мата, будучи еще девушкой, была приведена в мой дом, я ни разу не согрешил против жены даже в мыслях, не говоря о деле! Учитель, мы очень хотели бы быть вместе не только в этой жизни, но и в следующей». И его жена сказала Будде: «Учитель, с тех пор как я пришла сюда незамужней девушкой, когда этот домохозяин был еще простым парнем, я ни разу не согрешила против мужа даже в мыслях, не говоря о деле! Учитель, мы очень хотели бы быть вместе не только в этой жизни, но и в будущей». Тогда Будда сказал: «Если жена и муж желают быть вместе как в этой жизни, так и в будущей, они оба должны обладать четырьмя качествами: верой, добродетельным поведением, щедростью и знанием Истинного Учения».

В «Даммика-сутте» Будда дает ответ своему последователю Даммике на вопрос о том, как должен жить домохозяин. И Будда сказал ему, что мирянин должен соблюдать пять заповедей, не изменять своей жене.

Чтобы семейная жизнь была счастливой, оба – и муж, и жена – должны в равной степени  исполнять свои обязанности. Давая совет молодому семьянину Сигалаке, Будда сказал: «Пятью способами муж должен служить своей жене: уважением, учтивым поведением, верностью, он должен передать ей управление домашними делами и обеспечивать ее всем необходимым – платьями, украшениями и тому подобным». При таком отношении со стороны мужа  жена будет выполнять свои обязанности, будет заботливо оберегать их отношения, будет трудолюбива и будет следить за деньгами, которые зарабатывает муж.

Что касается выбора подходящей жены, то мужчина должен быть очень внимательным, а жена, в свою очередь, должна стараться быть идеальной.

Если жена и муж не добродетельны и на мягкосердечны, семейная жизнь будет несчастливой. По этому вопросу Будда оставил вот какую классификацию жен:

«Есть жены со злобным, жестоким сердцем, которые ненавидят своего мужа. Они любят других мужчин и растрачивают то, что зарабатывает муж. Таких называют жены-разрушительницы.

Есть жены, которые таскают потихоньку то, что зарабатывает муж. Таких называют жены-воровки.

Есть еще один вид жен – жадные, вспыльчивые, ленивые, не выполняющие своих обязанностей, сквернословящие, переполненные гневом и ненавистью, деспотически обходящиеся с домочадцами. Их называют жены-тираны.

Есть другой тип жен, которые сострадательны, ухаживают за мужем как мать за ребенком. Они заботятся об имуществе мужа и не транжирят его. Таких называют жена-мать.

Существует и пятый тип жен. Они скромны и послушны своему мужу. Как младшая сестра почитает своего старшего брата, так они уважительно относятся к мужу. Таких называют жена-сестра.

Шестой тип жен – те, кто всегда рад видеть мужа, как друг рад видеть дорогого друга  после долгой разлуки. Они прекрасно воспитаны, добродетельны и готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти мужа, как поступил бы дорогой и любящий друг. Таких называют женой-другом.

Есть еще один вид жен. Они спокойны. Даже тогда, когда муж их ругает, они молчат. Они обладают стойким терпением, искренностью, склоняются перед волей мужа. Они никогда не высказывают раздражения и грубости. Они любят своего мужа, как послушные слуги любят своего хозяина. Таких называют женами-слугами.

Таковы семь типов жен. Из этих семи первые три: жена-разрушитель, жена-воровка, жена-деспот – делают несчастной свою семью, а их самих ждет жалкий удел и в этой жизни, и после нее.

Остальные четыре вида: жена-мать, жена-сестра, жена-друг и жена-слуга – приносят счастье и удачу в свои семьи. И здесь, и в дальнейшем они станут счастливыми и успешными во всех смыслах».

Также Будда классифицировал супружеские пары на четыре категории: «Есть четыре вида пар, живущих семейной жизнью. Каковы они? Женщина-демоница живет с мужчиной-демоном, женщина-демоница живет с мужчиной-божеством, женщина-богиня живет с мужчиной-демоном и женщина-богиня живет с мужчиной-божеством.

Как мужчина-демон живет с женщиной-демоницей? В этом случае муж лишает другие существа жизни, крадет, прелюбодействует, лжет и употребляет алкоголь. Такой отвратительный мужчина живет вместе с женой того же типа. Такой образ жизни называется жизнью пары демонов или чудовищ.

Как мужчина-демон живет вместе с  женщиной-богиней? Если муж живет аморальной жизнью вместе с добродетельной женой, это называется жизнью мужчины-демона с  женщиной-богиней.

Если муж хороший и добропорядочный, а жена отвратительна и аморальная, то это называется жизнью мужчины-божества с женщиной-демоницей.

Жизнь этих трех типов  супружеских пар несчастна и неудачлива.

Если муж и жена обладают хорошей внутренней природой, добродетельные, благородные и живут любя друг друга, это называется супружеской жизнью божеств».

Будда советовал каждому мужу и каждой жене жить так, как живут божественные пары.

Такой жизнью должны жить настоящие семьи практикующих, а у принявших семейную саньсу – это вообще становится способом их жизни. Таким образом, семейная жизнь становится идеальной, приносит покой и успех в этом мире и следующем после него, делает успешной духовную практику и дает возможность Реализации.

Даянанда Гири

Литература:

  1. Балангода Анандамайтрея. Буддизм. Лекции и эссе. — Лос Анжелес,1990 г.
  2. http://www.atmaville.org
  3. http://www.torsunov.ru